Обзор изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 03.07.2016 г.
03.07.2016 г. был принят ФЗ № 273-ФЗ ««О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Данный закон вступил в силу с 15.07.2016 г. Настоящие изменения коснулись ситуации на рынке продовольственных товаров, укрепив при этом положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров. Наиболее значимые изменения приведены в Таблице.
Изменения в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 03.07.2016 г.
Положения ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» до внесения изменений | Положения ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» с изменениями от 03.07.2016 г. |
Было — торговая сеть — совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. |
Стало — торговая сеть — совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
В данном определении возник ещё один обязательный признак для отнесения торговых объектов к торговой сети – необходимо, чтобы данные торговые объекты принадлежали хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам на законном основании. При этом, общее управление данными объектами, как признак, не указано, но оно подразумевается в самом определении. |
Данное понятие не использовалось. |
Услуги по продвижению товаров — услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров. |
Раньше хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, как и хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, брали на себя обязательство обеспечить друг другу доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса. |
На сегодня, хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, как и хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязаны обеспечить друг другу доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора только путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Таким образом, возможность получения информации на основании соответствующего запроса, на сегодня, не предусмотрена. |
Раньше была предусмотрена возможность при приобретении у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, получить вознаграждение в размере не более десяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. |
На сегодня, данная возможность сохранилась. Однако, уменьшился допустимый размер вознаграждения – до пяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. |
Раньше вознаграждение учитывалось только при покупке у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров.
|
На сегодня, рассчитывается совокупный размер вознаграждения и за покупку у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров; и за оплату при оказании услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг. Также, при этом уточнено, что при расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость и сумма акциза. |
Раньше: — срок оплаты товаров, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров; — срок оплаты товаров, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня приемки таких товаров;
— срок оплаты товаров, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров. |
Сейчас: — срок оплаты товаров, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров; — срок оплаты товаров, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем двадцать пять календарных дней со дня фактического получения таких товаров; — срок оплаты товаров, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок календарных дней со дня фактического получения таких товаров. |
Раньше срок обязательной передачи/принятия документов, относящихся к поставке продовольственных товаров, не был установлен. Была предусмотрена только обязанность поставщика передать такие документы, а на протяжении какого времени необходимо исполнить данную обязанность, не было предусмотрено. |
На сегодня предусмотрено, что не позднее 3 рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров, а хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, обязан их принять. Таким образом, исключена возможность непередачи или отказа от передачи документов поставщиком, а также возможность отказа от их принятия покупателем. |
В договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора. |
Как и раньше, в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора. При этом указано, что исполнение (реализация) указанного договора в соответствующей части не допускается. |
Раньше не допускалось: — включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении покупателем в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров; — заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров. |
На сегодня, предусмотрено: — что не допускается включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении покупателем в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части; - прямой запрет при заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки продовольственных товаров на понуждение контрагента к заключению какого-либо иного договора, в том числе и договора возмездного оказания услуг. |
Дополнительные запреты не были предусмотрены в отдельной статье. Однако запреты, внесённые Законом от 03.07.2016 г., были установлены в статье, предусматривающей антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. |
На сегодня, предусмотрен запрет на: - взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты; - взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров; - возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика; - возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров. |
Раньше запрещалось осуществлять только оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. |
На сегодня, запрещается:- заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров.
При этом, исключением является заключение указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», и (или) заключение указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть. При этом предусмотрено, что антимонопольные правила не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей. |
Таким образом, изменения, внесённые в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 03.07.2016 г., будут способствовать налаживанию отношений в области заключения договоров поставки продовольственных товаров, надлежащему исполнению данных договоров. Данные изменения позволят более точно определить характер взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, разграничить взаимоотношения, связанные с поставкой продовольственных товаров, и взаимоотношения, связанные с оказанием каких-либо иных услуг в случае заключения отдельных соответствующих договоров на их оказание. Также данные изменения будут способствовать созданию условий для увеличения спроса на товары российских производителей.
15 августа 2016 года Юридическое агентство «Консульт»