Обзор проекта закона № N 885214-7
«О поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»
Законопроект рассматривается ГД ФС РФ во втором чтении

Предполагается внести изменения в Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г., следующие изменения, а именно:

В раздел 1, главу 3 «Федеративное устройство»
1) Статья 71
— Вводится запрет, в том числе ограничения, для лиц имеющим иностранное гражданство, вид на жительство или любой иной документ, желающим замещать государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.
2) Статья 75
— Провели черту равенства между МРОТ и прожиточным минимумом на законодательном уровне, а также закрепили на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений регулярное осуществление увеличение размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом.
3) Статья 77
— Предполагается внести изменение согласно которому высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства, вид на жительство либо иной документ, также законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ.
4) Статья 78
— Предполагается внести изменение согласно которому Руководителем федерального государственного органа может быть гражданин российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право постоянное проживание гражданина Российской федерации на территории иностранного государства.
5) Статья 79
— Вводится приоритет Конституции РФ над международным правом внутри страны, это фактически означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции РФ. В данное время международное право в соответствии с Конституцией выступает составной частью её правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора.

В глава 4. «Президент Российской Федерации»
6) Статья 81
— Теперь президентом РФ не может быть лицо, ранее имевшее гражданство иностранного государства, вида на жительство, или любого иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
7) Статья 83
— Теперь Президент РФ будет назначать и освобождать Председателя Правительства РФ, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента РФ, назначать и освобождать заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда Российской Федерации, назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов.
В Главу 5. (Федеральное Собрание) предполагается внести следующие изменения, а именно:
8) Статья 95
— Теперь в Совет Федерации будут входить по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти, представители РФ назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации, представители от законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Членом Совета Федерации (сенатором Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
9) Статья 97
— С вносимыми изменениями теперь Депутатом ГД может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий иностранного гражданства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
11) Статья103
— Теперь кандидатура председателя Правительства РФ будет утверждаться по представлению Президента РФ, а кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных Конституции Российской Федерации. будут утверждаться Председателем Правительства РФ.

10) Статья 107
— Будут внесены изменения согласно которым, Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают такой закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.
13) Статья 108
— Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.
14) Статья 110

— Теперь Председателем, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, или любым другим руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства, вида на жительство или любой иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

15) Статья 111

— Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой, представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.

16) Статья 112

— Теперь Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения на должность, представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства Российской Федерации освобожден от должности Президентом РФ, председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в Конституции Российской Федерации. Государственная Дума не позднее недельного срока и принимает решение по представленным кандидатурам, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, так как их кандидатуры утверждены Государственной Думой.

17) Статью 119

— Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства, вид на жительство или любой иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Также федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

18) Статья 125

— Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя, по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность законов, принятых в порядке, предусмотренном Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения или не исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их подписания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

19) Статья 128

— Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель, заместители и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации.

20) Статья 129

— Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

21) Статья 132

— Органы местного самоуправлению, органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

22) Статья 133

— Местному самоуправлению гарантируется в Российской Федерации право на судебную защиту, а также на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, имеющих государственное значение.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что поправки в Конституцию вызвали неоднозначную реакцию среди юристов. Одни говорят об укреплении Конституции РФ на международной арене, другие говорят об существенном ограничении прав граждан. Также есть мнения отдельных юристов, которые высказываются об ограничении исполнения решений Европейского суда по правам человека.

17.02.2020 г. Юридическое агентство «Консульт»

Юридическое агентство «КОНСУЛЬТ» предлагает Вам весь комплекс юридических услуг, начиная от первичной консультации и заканчивая представительством в суде. Мы гарантируем Вам высокое качество работы; нацеленность на результат, ориентированный на интересы клиента; надёжность; лояльность и точность в достижении поставленных перед нами задач.
Наши услуги:
— устные, письменные консультации по вопросам всех отраслей права;
— подготовка и подача в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исковых заявлений, возражений, отзывов на исковые заявления;
— составление административных исковых заявлений об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов

государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в том числе и действий судебных приставов;
— составление заявлений о вынесении судебного приказа и подача их мировому судье;
— составление апелляционных жалоб (частных жалоб) на решения (определения) суда первой инстанции;
— составление кассационных жалоб;
— представительство в суде по различным категориям споров и многое другое …